В 2002 году Journal of Sexual Studies опубликовал результаты социологического опроса, проводимого американскими социологами среди бедных слоёв негритянского населения Америки. Их спрашивали, кто, по их мнению, испытывает наибольшее удовольствие от жизни. Более 90% респондентов ответили, что только богатые белые могут позволить себе все удовольствия и реализовать любые свои желания, поскольку деньги и связи открывают все двери. На тот же вопрос около 90% "богатых белых" ответили, что только малоимущие негры, у которых ничего нет за душой, могут жуировать жизнь на полную катушку: заниматься сексом с утра до ночи, курить траву и часами играть с детьми в баскетбол, не думать по ночам о курсе доллара и о продвижении ребёнка в престижный колледж... Только этого мало... Психоаналитик Дмитрий Ольшанский считает, что «зависть - это некий обман. И обман этот состоит в том, что желание наше приклеивается к какому-то предмету или образу, образу другого, от которого мы делаемся зависимы. Стоит ли говорить, что вся реклама устроена подобным образом: "если ты не знаешь, чего тебе не хватает в жизни, посмотри сюда - вот наша новая зубная паста". При этом ясно, что "здоровые зубы" и "счастье" - вещи не обязательно взаимосвязанные. Жизнь человека отличается от жизни животного именно тем, что нам всегда чего-то не хватает - именно поэтому у нас есть желание и стремление к развитию - и каждому из нас необходимо каким-то образом с этой нехваткой совладать. И самым простым, но иллюзорным, способом является зависть, простая подстановка некоего предмета, имеющегося у другого». Наверное именно эту сторону зависти имел в виду Цицерон, когда говорил: «Зависть - сестра соревнования, следственно из хорошего роду». У Барби нет морщин В 1999 году ряд североамериканских штатов запретил использовать куклу Барби в государственных детских садах. Причиной том стала скандальная статья группы американских психологов "Хочу быть как Барби, потому что у дуры всё есть", утверждавших, что идентификация девочек с образом Барби влечёт ряд тяжёлых психических расстройств. Когда в один прекрасный день девочка обнаруживает, что её тело не столь совершенно, папина машина и загородный дом не столь роскошны, женихи с неба не падают, и что в жизни вообще чтобы что-то получить сперва надо долго и упорно работать - рушится не просто образ беззаботной куклы-девчушки, а терпит крах само мировоззрение юной девушки. Сам образ и философия жизни Барби оказываются настолько несовместимы с реальной жизнью, что эта пропасть между иллюзией и реальностью может быть причиной множества депрессий. Возможно, дело вовсе не в пластиковой игрушке. И в ситуации зависти к чужому находятся не только дети, но и все люди вообще. Кстати, многие зрелые женщины продолжают равняться на Барби, впадая в отчаяние при виде появляющихся морщин, и начинают очень критично относиться к юным особам. Чужая тарелка Для кого-то быть в своей тарелке - это заглядывать все время в чужую. «Никогда неуважительно не высказывайтесь о высшем свете. Его ругают лишь те, кому не удается попасть туда», - писал еще Оскар Уайлд. В наше время стремительного расслоения общества его фраза стала особенно актуальной. Впрочем, и раньше была поговорка: «У соседа корова сдохла, мелочь, а приятно». Сегодня ей на смену пришла другая: «Сосед машину поцарапал, мелочь, а приятно». Что делать, люди готовы завидовать даже красивым похоронам! Не говоря уже об отдыхе на островах, недвижимости в Лондоне или папе-олигархе. На прием к психологу приходят тысячи завистников, которые побывали «только в Турции, когда все уже съездили на Мальдивы». Французский психоаналитик Жак Лакан говорил о способности человека отчуждать своё желание - у другого всегда есть то, чего нет у меня. Будет ли это лимузин, или шинель с бобровым воротником, или ощущение полноты бытия. То самое ценное, чего мне именно не хватает для своего счастья, и то без чего я жизни себе не представляю - именно оно находится у кого-то другого. И отнять-то это у него нельзя и восполнить эту нехватку никак не удаётся. Потому что нехватка эта представляет из себя не просто отсутствие какой-то вещи, а нехватку, лежащую в основе самого бытия человека. Лекарство от зависти Учтите, что даже белая зависть от долгого использования становится черной. Поэтому не стесняйтесь поставить себе диагноз и подумать о лечении. По данным исследователей, фраза «Бедствия, как известно, бывают двух видов: когда не везет тебе и когда везет другим» находит отклик в душе миллионов. Так что вы не одиноки. Такова природа человека. Ключевым словом в вопросе зависти является «другой». Это он не дает нам покоя. Хотя это совершенно нормально, что у «другого» и потенциал другой, и другие возможности, и деньги, и комплекция и т.д. Но именно сравнение себя с другими рождает в нас комплексы. В результате нам кажется, что у нас несовершенная фигура, одежда, здоровье, у нас кариес, перхоть, целлюлит и т.д. Мы не в чем не совершенны. Но мы и не должны быть совершенны. Мы должны быть сами собой. А мы почему-то считаем, что мы должны быть не тем, кто мы есть. Известный психолог пишет: «Мы сходим с ума, растрачивая свою собственную энергию на сравнение, растравливая и поражая самого себя стрелами недовольства, самодиверсий, ненависти к себе за то, что мы не такие, как другие. Но, по сути, мы даже и не видим другого человека, мы выбираем лишь его части: какие у него ноги, волосы, лицо, какие деньги, одежда, машина, то есть мы натягиваем, цепляем на себя какие-то детали, «отсекая» их от его целостной жизни другого. Разумность заключается в том, что даже если мы хотим сравнить себя с другим, то нужно брать «всего» человека, начиная с его рождения, и до того момента, с которым мы начинаем себя сравнивать: всю его жизнь, все, что он получил, все, что в его жизни происходит - взять целое полотно его жизни. И даже в этом случае мы ничего не будем знать - ни человека, ни его жизнь, ни то, что случилось или случится с ним. Сегодня он может быть на гребне волны, а завтра уже нет. Жизнь непредсказуема.
Но мы выбираем детали, самые лучшие детали от другого человека, и сравниваем с собой. Мы наносим удары по самому себе, разрушаем веру в себя и подтачиваем свои же силы, а потом постоянно жалуемся на свою судьбу. И это при полном здравии ума. Если нас учат логике, то даже простая логика подразумевает, что «мы» - это «мы», а «другой» - это «другой». Это ясно даже чисто логически.
Но мы этого не слышим. Вся образовательная система работает на соревновательности. Знамя соревновательности подхвачено с самого рождения, когда одних детей начинают сравнивать с другими - тот лучше учится, тот лучше кушает, у того лучше зубы, оценки, все, что угодно, но лучше. Так работает наш ум - он все разделяет на «лучшее» и «худшее». Как он это определяет? Он просто берет какую-то часть, фрагмент из целого, и делает выводы. Наш ум - великий делитель, он делит все». Что же мешает человечеству справиться с этим иррациональным чувством? Ларошфуко остроумно подметил два парадокса. Первый - «Нас мучит не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами». И второй - «Зависть всегда продолжается долее, нежели счастье тех, которым завидуют». Великий Николо Паганини с горечью сетовал: «Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным мстят». Однако вряд ли он хотел прожить жизнь так, чтобы ему никто не завидовал! Так что вывод напрашивается сам собой: если вам никто не завидует, спросите себя: «А правильно ли я живу?» Рекомендуем к прочтению:
|
Презентация новой модной коллекции сезона Осень-Зима 2010/2011 в ТК «Покровский пассаж»
DEFILE ITALIANO
Презентация новой модной коллекции сезона Осень-Зима 2010/2011 в ТК «Покровский пассаж»
DEFILE ITALIANO