«Ти мой шла-адкий», - восторженно сюсюкает с малышом молодая мамочка на детской площадке. «Масенька, кусай каску», - потчует бабушка внучку манной кашей. Если взрослые постоянно сюсюкают и шепелявят, разговаривая с ребенком, стоит ли удивляться, что у малыша появляются нарушения в речи? Какие ошибки допускают родители, общаясь с маленьким ребенком, как их избежать? Об этом мы поговорили с логопедом Оксаной Цивилевой. «Разговаривая с ребенком, коверкать язык недопустимо», - уверена логопед Оксана Цивилева. Но все же, по словам специалиста, с малышом стоит разговаривать иначе, чем с взрослыми людьми. Говорите с ним простыми словами. Внятно называйте ему предметы, с которыми ребенок так или иначе взаимодействует, указывая на них. Например, вода, каша, кукла, мяч, тапки, чай, яблоко. Также не запрещается произносить ребенку лепетоподобные слова: «ав», «баба», «бай-бай», «бо-бо», «деда», «му», «мяу», «ням-ням». Звуки, легкие для произношения, маленький ребенок сможет повторить за вами. Есть и маленькая хитрость. Некоторые особо заинтересовавшие ребенка предметы можно называть и полным, и упрощенным названием (ворона и «кар»). Спустя некоторое время ребенок оказывается способным произнести другой, более сложный вариант. В течение месяца-двух он будет использовать оба варианта, а потом полностью перейдет на сложный. Полностью отказаться от «языка нянь» родители должны в период от 1 года 8 месяцев до двух с половиной лет. В более позднем возрасте «язык нянь» может сыграть злую шутку. Ребенок будет запоминать лепетообразные произношения слов как нормативные. Когда родители должны насторожиться? Что может послужить поводом обращения к логопеду? «Каждый компонент речи развивается в свое время. Чем раньше родители обратятся к логопеду, тем лучше, - говорит Оксана Цивилева. - За консультацией к логопеду можно обращаться с рождения. При поликлиниках логопеды занимаются с такими детьми. Сейчас большой упор делают на раннее развитие. Некоторые дети отчетливо произносят слова еще в возрасте до года. Большинство начинают пользоваться ими на втором году жизни. К двум годам проявляются признаки речи. Многие мамочки беспокоятся о том, что их ребенок еще не начал говорить. Это нормально до двух с половиной лет. Возможно, речевое развитие затрудняют физические проблемы - со слухом, незаращение верхней губы или неба. Поводом для обращения также может послужить неправильное, искаженное произношение звуков речи, нарушение фонематических процессов (когда ребенок не слышит и не различает звуки, пропускает их в словах, заменяет на другие, схожие по акустическим характеристикам). Беспокойство вызывают не пытающиеся заговорить дети, которым почти 2,5 года. Если это ваш случай, то пора обратиться к логопеду». Как учить малыша говорить: рекомендации логопеда - Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
- Очень важно хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации.
- Поощряйте любую речевую инициативу ребенка, откликайтесь на его лепет, отвечайте ему с улыбкой. Малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
- Если вы делаете что-то рядом с ребенком, сопровождайте свои действия словами.
- Читайте ребенку короткие стихи, сказки. Перечитывайте их: дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали.
- Играет роль сама речь взрослого - ее правильность и богатство.
Завершить материал хочется небольшой историей. «Молись и кайся!», - такой фразой весь день маленький мальчик третировал бабушку. К вечеру суеверная старушка уверовала в скорый приход апокалипсиса, о чем и сообщила вернувшимся с работы родителям. Выслушав пенсионерку, они расхохотались. Мама прошла к видику и включила ребенку диск с мультиком «Малыш и Карлсон». Чего, собственно и добивался ребенок от непонятливой бабушки. Рекомендуем к прочтению:
|
Легкая шифоновая ткань
Лично сшитый летний сарафан
магическое шоу для всех
моё шоу